Трогание автомобиля на подъеме и спуске

Трогание на подъеме намного труднее, чем на ровной дороге. Поэтому отрабатывайте этот прием особенно хорошо, чтобы не создавать аварийной обстановки на дороге, когда вам придется произвести остановку на такой дороге.
При трогании на подъеме необходимо преодолеть силу сопротивления качению колес; силу инерции; силу сопротивления подъему.
Поэтому частота вращения коленчатого вала при трогании на подъеме должна быть больше, чем при трогании на ровном участке дороги, и необходимо принять меры, предотвращающие скатывание автомобиля назад.
Техника исполнения:
— убедиться в безопасности выполняемого движения;
— из исходного положения выехать на подъем;
— остановиться у заранее намеченной линии на подъеме;
— нажать на рабочий тормоз и держать автомобиль на подъеме;
— поднять рычаг стояночного тормоза вверх (включить его);
— снять ногу с педали тормоза;
— резко нажать на педаль сцепления, выключая его;
— еще раз убедиться в безопасности движения;
— включить первую передачу;
— медленно отпустить педаль сцепления, не допуская «схватывания» сцепления;
— одновременно нажать на педаль газа — увеличить частоту вращения коленчатого вала; чем круче подъем, тем больше должны быть обороты;
— в тот момент, когда вы почувствуете момент включения сцепления, начинайте отпускать стояночный тормоз;
— одновременно увеличивайте нажатие на педаль газа — еще больше увеличивайте частоту вращения коленчатого вала:
— после чего полностью отпускайте стояночный тормоз, если автомобиль плавно трогается без скатывания назад.
Возможные ошибки при этом: автомобиль скатывается назад, а вы при этом резко нажимаете на педаль газа — сильно увеличивается сила тяги, которая преодолевает силу сопротивления качения колес, и колеса пробуксовывают, особенно на дороге с малым коэффициентом сцепления, двигатель сильно «шумит», а скатывание продолжается. Надо немедленно остановить автомобиль любым тормозом и начать трогание заново.
Недопустимо при начавшемся скатывании все же пытаться выехать на подъем. При этом сильно изнашиваются детали двигателя, шины и тормоза.
Двигатель остановился. Причины: резко отпустили педаль сцепления, слабо нажали на педаль газа — частота вращения коленчатого вала мала, задержали выключение стояночного тормоза.
Надо: немедленно затормозить любым тормозом и начать трогание заново.
Управление педалью сцепления, педалью газа и стояночным тормозом требует определенной точности. Тренируйтесь до тех пор, пока не приобретете определенный навык плавного трогания с места на подъеме без скатывания назад.
При трогании с места на спуске вес автомобиля помогает тронуться автомобилю даже без силы тяги двигателя. Техника исполнения такова:
— убедитесь в безопасности движения;
— выжмите педаль сцепления до конца;
— выберите нужную передачу, соответствующую крутизне спуска;
— нажмите на педаль рабочего тормоза;
— отпустите стояночный тормоз — выключите его;
— произведите запуск двигателя;
— еще раз убедитесь в безопасности движения;
— подайте соответствующий сигнал указателем поворота о начале движения;
— плавно отпустите педаль сцепления;
— одновременно плавно отпустите педаль рабочего
тормоза;
— когда автомобиль начнет движение, полностью отпустите педаль сцепления.
На спусках надо держать увеличенную дистанцию от впереди идущего автомобиля, так как труднее затормозить. Чем круче спуск, тем ниже передача, это дает наибольший контроль за автомобилем и увеличивает его тормозные свойства. Надо уступить дорогу автомобилю, который движется на подъем.

troganiye_pri_podyeme